Деловой этикет во Франции Ч.1 Менталитет и риторика

французский деловой этикетЕсли вы просто хотите посмотреть на Эйфелевую башню и сделать покупки в парижских бутиках, не обязательно вникать в тонкости французской культуры, достаточно иметь определенную сумму в кошельке. Другое дело, ведение бизнеса, деловой этикет во Франции имеет свои уникальные особенности, невежество в этом вопросе может разрушить сделку уже на этапе переговоров. Предположим, вас пригласили на частный ужин в Париже, как культурный человек вы купите, к примеру, букетик хризантем и бутылочку дорогого вина. Вот только вряд ли встреча будет удачной, ведь во Франции хризантемы в основном используются на похоронах, а принесенное гостем вино означает, что хозяин не мог выбрать хорошее вино сам.

Во Франции уважают индивидуальность, которая позволяет иметь свободу мнений в социальной и личной жизни. Но при этом французы с большим недоверием относятся к неопределенности и двусмысленности в бизнесе. Существуют строгие правила этикета, позволяющие каждому знать свое место даже в дружеских отношениях в пределах установленного социального круга.

Может, звучит слишком сложно, но не переживайте — когда у вас есть представление о французской культуре и их психологии общения, понимание приходит легко и быстро. Следуйте предложенным ниже советам и обязательно заслужите уважение и признательность французских коллег.

Деловой менталитет

Руководители во Франции, как правило, предпочитают долгосрочные деловые отношения. Приготовьтесь, что любое деловое предложение будет очень долго обсуждаться. Имейте в виду, основной аргумент может измениться в ходе обсуждения. Французы обычно не принимают ничего, что расходится с понятием их норм культуры и стараются избегать высоких рисков. Тем не менее, они восприимчивы к новой информации, поэтому надо постараться представить сильные аргументы.

Принятие решений во французском бизнесе происходит довольно медленно, и, как правило, не принимаются на первом заседании. Руководители любого звена предпочитают обсуждать вещи в деталях с кем-то на самом верху. Поэтому, имейте терпение, это ваше качество обязательно будет оценено по достоинству, в то время как давление воспринимается отрицательно. Кроме того, агрессивные методы не дадут положительный эффект; сосредоточьте внимание на обсуждении и обмене информацией.

Французские компании строятся на четкой вертикали, окончательное решение всегда принимает высшее руководство. Если вы планируете обсудить долгосрочную стратегию или важный бизнес-проект, убедитесь, что имеете дело с генеральным директором, так значительно сэкономите время. Начинайте переговоры с позиции слабости, как проситель. Если будете твердо, но вежливо защищать свою позицию, сможете произвести впечатление на начальство и добиться позитивного результата. Конечно, бюрократы, они и в Африке бюрократы, но деловой этикет во Франции, это, прежде всего формальность и надо отдать должность французским чиновникам, они всегда последовательны. При первом опыте ведения бизнеса во Франции, формальность и почти маниакальная приверженность к иерархии и протоколу может показаться излишне строгими, но также следует признать, что в этом есть и свои преимущества.

Изучайте французский язык

В большинстве стран Евросоюза для деловых переговоров используют английский. Во Франции ситуация несколько иная, здесь очень гордятся своим языком, и уважают иностранцев, которые говорят по-французски. Большинство бизнесменов во Франции свободно владеют английским, но если вы даже не пытаетесь выучить французский, к вам будут относиться, мягко говоря, не очень дружелюбно. Если у вас нет времени, чтобы начать изучение, по крайней мере, сделайте усилие, чтобы выучить некоторые основные фразы, и при разговоре не забывайте извиняться за свой плохой французский, тогда международные коллеги по бизнесу по достоинству оценят ваши усилия.

Следуйте логике в переговорах

Французы предпочитают хорошо организованные рациональные презентации, с четко выделенными преимуществами и проведенные в сдержанной манере. Споры являются частым аспектом деловых переговоров, но происходят они не от желания добиться победы любой ценой, а скорее от большого уважения к логическому мышлению. Отсутствие логики рассматривается в лучшем случае, как плохую подготовку к дискуссии, в худшем – недостаток интеллекта или заслуг.

Если компромисс достигается в качестве аргумента, французские бизнесмены иногда начинают пересматривать свои позиции. Это не отказ идти на компромисс, а желание рассмотреть вопрос с другой точки зрения, чтобы в итоге принять наиболее взвешенное решение. К этому надо быть готовым, французы не ищут легкого консенсуса: разногласия, часть делового этикета во Франции, поэтому готовьте логические аргументы для самых, казалось бы, выгодных предложений.

Красноречие в деловом этикете

Способ, как вы ведете дискуссию, не менее важен во Франции, как и приводимые аргументы. Это служит четким показателем того, что вы относитесь к делу серьезно и способны четко донести свою позицию. Красноречие рассматривается как достоинство, многие французские руководители имеют сильные позиции в бизнесе только благодаря своей риторики.

Четкая формулировка является доказательством интеллектуального уровня и хорошего образования, что очень ценится во Франции. Если вы в достаточной степени владеете французским, не избегайте возможности интеллектуальной дискуссии, особенно связанных с кухней, искусством, музыкой или философией, но не говорите о политике, а если касаетесь этой темы, то высказывайтесь абстрактно или просто констатируйте факты. Будьте осторожны с шутками. Если плохо владеет французским, от юмора лучше вообще воздержатся.

И еще, не молчите, к молчунам французы относятся с подозрением. Простых выражений «Бонжур, мадам» или «Доброе утро» будет достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно с окружающими. Только избегайте менее формальных приветствий, таких как «ça ва?» или «как ты?».

Золотое правило французского общения, не говорить о вещах, в которых не разбираетесь. Придерживайтесь знакомых тем, а если чего-то не знаете, смело признавайтесь в этом. Еще одно золотое правило – заранее сформируйте свою мысль и составьте предложение, прежде чем начать говорить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *