Неприятный подчиненный

неприятный подчиненныйМы часто сталкиваемся с людьми, которые нам неприятны и в большинстве случаев даже не пытаемся вникнуть в причину своей неприязни. В повседневной жизни можно просто игнорировать неприятных нам людей или свести общение с ними до минимума. Когда руководителю неприятен подчиненный, он себе такой роскоши позволить не может, ему приходится и общаться, и решать вопросы и даже поощрять сотрудника, если в этом есть необходимость.

Чтобы разобраться, чем именно неприятен подчиненный, руководителю желательно выяснить, а как лично его воспринимают окружающие. Большинству руководителей безразлично, что о них думают подчиненные, зато для них очень важно, как к ним относится начальство. Все взаимосвязано, поэтому важно знать, как к вам относятся люди и почему некоторые коллеги или подчиненные вам неприятны. Для этого проведите анализ, составьте список недостатков, чтобы выяснить причину своей неприязни. Если сможете достаточно четко сформулировать образ неприятного подчиненного, то сможете анализировать аспекты образа любого человека.

План анализа образа неприятного подчиненного

Чтобы проанализировать человека, составьте для себя план, то есть перечень неприятных особенностей. Начните с внешности, например, запишите, что вас раздражает в его или ее одежде. Может быть она немодная, слишком вызывающая, неопрятная. Если найдете то, что вам неприятно, запишите. Дальше по пунктам:

  • волосы;
  • кожа;
  • ногти;
  • черты лица;
  • мимика;
  • стиль общения;
  • голосовые и речевые навыки;
  • поведение.

Когда завершите анализ образа подчиненного, еще раз внимательно просмотрите получившийся список неприятных особенностей этого человека. А теперь попробуйте «примерить» этот список на себя, может некоторые пункты подходят и для вас.
Если сможете честно признаться самому себе в собственных недостатках, это будет первым шагом к самосовершенствованию.
Для чего нужен этот анализ? Если поймете, что именно вас отталкивает в этом человеке, то сможете принимать его таким, каким он есть. Часто одного понимания достаточно, чтобы изменить свое отношение. Ведь не зря говорят: «Понять, значит простить».

Общение с неприятными людьми

Руководитель не может избежать контакта со своими сотрудниками, и вынужден соблюдать правила общения, даже если человек ему неприятен. Понятно, что на работе, особенно если что-то не ладится, неприятный подчиненный будет особо раздражать начальника. Неприятный контакт может привести к нервному срыву, а то стрессу. Чтобы избежать подобной ситуации, есть несколько способов, которые помогут руководителю быстро взять в себя в руки и сохранить нервы. Если вас довели «до ручки» и вы готовы вот-вот сорваться, используйте такой способ снятия напряжения:

  • думая о неприятном подчиненном, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на 4 – 5 секунды;
  • затем с силой выдохните, как бы выдувая образ этого человека из себя;
  • не дышите пару секунд;
  • затем повторите предыдущие действия, продолжая выбрасывать из своих мыслей неприятного человека;
  • повторите все еще раз, после чего глубоко вздохните и возвращайтесь в нормальный ритм.

После этих действий злость пройдет, и внутреннее напряжение отпустит. Это проверенный способ, чтобы не сорваться. Несколько секунд помогут, быстро успокоится, и адекватно реагировать на слова или действия подчиненного.

Второй метод немного необычный, но не менее действенный. В нем также используйте дыхание, как и в первом способе, только при выдохе скажите мысленно что-то очень смешное. Неважно что, любую глупость, все равно никто не услышит, если конечно ваш визави не умеет читать мысли, главное, чтобы вам было весело.

Третий способ называется методом открытого протеста. Впрочем, это даже не метод, а стиль поведения. Если собеседник говорит какие-то гадости, а вы никак не можете подыскать достойного ответа, просто в открытую сообщите, что  думаете о его словах. Возможно, это просто провокация со стороны неприятного подчиненного, а метод открытого протеста поможет вам не стать жертвой этой провокации. Способ, конечно, примитивный, зато другие сотрудники будут уважать вас как человека, который говорит то, что думает. К тому же, это поднимет и собственную самооценку, ведь озвучить собственные мысли не так просто. Зато теперь другие подумают, прежде чем говорить вам гадости, открыто услышать правду никому не хочется.

Для четвертого метода общения с неприятным подчиненным понадобится немаленькая сила воли. Попробуйте быть максимально сдержанным и разговаривать нарочисто спокойным тоном. Задавайте вопросы, на которые можно дать только однозначный ответ. Представьте себя судьей, которому чужды эмоции и его интересует не мнение, а только факты. Если вы не получили конкретного ответа, повторяйте вопрос. При таком разговоре ваш собеседник, в данном случае неприятный подчиненный будет выглядеть глупо и смешно со своими высказываниями. Этот способ очень эффективный и поможет поставить на место любого подчиненного, если вы суме им правильно пользоваться.

Самый необычный пятый метод, потому что использовать его надо сознательно и к месту. Если вас сильно «достал» неприятный подчиненный, не сдерживайте своих эмоций, а наоборот, дайте им волю, отпустите себя, закатите грандиозный скандал, так, чтобы человек запомнил его на всю жизнь. Главное, не переступите черту, не прибегайте к физическому насилию. Конечно, это не лучший способ и злоупотреблять им ни в коем случае нельзя, но иногда очень полезный, чтобы снять напряжение и избежать стресса.
Естественно, прибегать к нему надо сознательно, в ситуации, когда он действительно будет эффективным.

Шестой способ отзеркаливания дает возможность неприятному подчиненному увидеть себя со стороны. Это не значит, что вы должны повторять его слова или действия, наоборот, необходимо объяснить, какое впечатление производит его недостойное поведение. Делать это надо сразу, во время общения, а не после разговора.

И последний, седьмой метод – отступление. Так случается, что тщательно проанализировав и использовав все остальные методы, вы понимаете, что дальше работать с этим неприятным подчиненным не сможете. Тогда отпустите его, то есть просто увольте, повод для этого всегда можно найти. Для руководителя это может быть очень неприятным решением, расписываться в своем бессилии  тяжело, но бывает, что другого выхода просто нет.

Делая вывод, необходимо сказать, что все эти методы хотя и эффективные, но использовать их надо разумно, а не поочередно в качестве эксперимента. Выберите тот, который больше подходит к вашему типу характера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *