Интернет, безусловно, изменил наш мир, для подростков это уже не чудеса техники, а обыденная реальность, они способны общаться таким образом, что их родители, не говоря уж про бабушек с дедушками, не могли и представить — контактируя одним нажатием кнопки с людьми во всем мире. Это прекрасно, но должен существовать разумный баланс, особенно в подростковом возрасте, потому что бесценный инструмент коммуникации может легко трансформироваться в зависимость, что в дальнейшем отразится на вербальных навыках.
Распространенность интернет-зависимости
Десять лет назад, мало кто бы всерьез воспринял такое понятие, как интернет-зависимость. Сегодня это явление серьезная угроза для молодежи, которая склонна интегрировать каждый аспект своей жизни в интернет. Кимберли Янг, автор работы «Интернет-зависимость: Справочник-руководство по диагностике и лечению,» объясняет, что темпы зависимости различаются в разных культурах, например в США, зависимость от всемирной сети среди детей от 12 лет составляет около 5 процентов и увеличивается более чем на 15 процентов, когда школьники становятся студентами.
Этот вид зависимости считается манией комфорта или эскапизма. Подростки, пристрастившись к Интернету, часто чувствуют себя более комфортно в виртуальном мире, чем реальном. Зависимые подростки, как правило, ощущают себя в уюте и безопасности за клавиатурой перед монитором. Для них более комфортно общаться анонимно, без всяких проблем, которые порой возникают при реальной коммуникации. Вполне естественно, что интернет-зависимость сильно влияет на развитие вербальных навыков, и это больше, чем просто словесный аспект. Интернетом больше увлекаются, как правило, асоциальные подростки, которые не доверяют своим сверстникам, уверенным и более настойчивым в реальных ситуациях.
Общение онлайн и реальность
В целом доказано, интернет-зависимость вредит развитию вербальных навыков. Интернет используется подростками, чтобы избежать реального мира, но при этом приобретают особые привычки в общении. Эксперты объясняют, что длительное общения в Интернете может повредить письменным и вербальным способностям. Они обнаружили, что подростки, привыкшие к сетевой коммуникации, имеют ограниченный словарный запас с бедной эмоциональной составляющей. Подобная особенность общения в интернете приемлема в соцсетях и онлайн-играх, она является нормой на форумах и в чатах, но обедняет в реальном общении.
Речевое развитие
Достигнув подросткового возраста, дети становятся все более социально активными. Подростки могут удовлетворить свои социальные желания в разных направлениях, раньше это было непосредственное общение как с одногодками, так и со старшим поколением. Сегодня ситуация изменилась. Подростки, пристрастившиеся к Интернету, так же стремятся к общению, но происходит оно в основном через сеть. Что это означает для подростков? К сожалению, частичная утрата вербальных навыков, поскольку они используют Интернет в качестве замены реальной коммуникации. Подростки, которые общаются в Интернете, имеют меньше вербальной практики, которую бы получали, говоря, слушая и наблюдая язык тела. Это отсутствие практики может повредить им в долгосрочной перспективе, при обучении в школе, институте и в дальнейшем, при работе на предприятии или в офисе.