Взаимная поддержка и отношения, которые допускают обмен мнениями, есть наиболее положительный подход к начальству. Поэтому для установления положительных отношений с подчиненными, руководителю необходимо искать особые подходы к людям. Искренность – вот та черта характера, которую должен демонстрировать руководитель. Обман и манипуляции необходимые средства при определенных обстоятельствах, но они могут разрушить любые отношения.
Практически в каждом коллективе встречаются трудноуправляемые сотрудники – это реальность, с которой приходится сталкиваться начальнику. Попробуем охарактеризовать типы таких людей.
- Обозленные: сотрудники, злые на всех, на начальство, коллег, условия работы, отчего ведут себя вызывающе и грубо с окружающими.
- Чувствительные: те, которые живут только своими эмоциями, уделяя чрезмерное внимание чувствам.
- Слабые: пессимисты, люди, настроенные на неудачу, живут в постоянном страхе где-то проколоться и естественно, постоянно прокалываются.
- Безнравственные: готовы обманом и манипуляциями воздействовать на окружающих для достижения собственных целей.
- Равнодушные: проблемы окружающих их не интересуют.
- Самоуверенные: считают свое мнение истиной в последней инстанции.
Злопамятные: не забывают старых обид и «носятся» с ними, даже в ущерб собственным интересам. - Робкие: постоянно чего-то боятся, тем самым, ограничивая собственные возможности.
- Умственно ограниченные: делают поспешные выводы, ограничиваясь поверхностными умозаключениями.
Ознакомившись со списком, может возникнуть естественный вопрос: «А если сотрудник обладает всеми этими характеристиками одновременно?» Бывает и такое, но редко. В любом случае, когда имеешь дело с трудноуправляемыми подчиненными, простых решений не бывает. Но есть некоторые подходы, которые помогут работать с такими людьми.
- Стремитесь к открытым отношениям, это поможет воспринимать мнение других и мирится с их точкой зрения.
- Посмотрите на окружающее глазами подчиненного, то есть постарайтесь поставить себя на его место.
- Определите факторы, которые влияют на сотрудника.
Чтобы найти общий язык с трудными подчиненными, нужно понять или изменить представление о себе. Это, конечно, философский подход, но реально нельзя изменить кого-то, не меняясь самому. При этом надо учитывать, что дело это не благодарное. Помогая решать чужие проблемы, вы сами можете стать жертвой этих проблем. Можно потратить кучу времени на налаживание отношений и прийти к нулевому результату или еще хуже, нажить себе врага, если нарушить чужое личное пространство.
Впрочем, это ничего не меняет, трудноуправляемые сотрудники всегда будут, и налаживать с ними отношения все равно придется. Так что вариантов у начальника собственно не много. Если даже ситуация измениться в худшую сторону, это все равно какой-то результат, по которому придется принимать новые решения и возможно, они и будут выходом из ситуации.